Вы здесь

Воспитание детей: взгляд сквозь два века. Продолжение

В жизни крестьянской семье особое значение имело понятие уклада, то есть следования традициям и закону Божьему. Это законы были очень строгими и передавались из поколения в поколение.

Святая святых рода, его основа, ядро – это семья. Крестьянин не мог представить свою жизнь без семьи или в отрыве от семьи. Было только две причины, по которым человек не заводил семью - серьезная болезнь или уход в монастырь.

Семья и дом – взаимосвязанные понятия. У крестьян дом и воспитание детей всегда считалось женским делом, часто матери помогали старшие дети. Стоит отметить, что в те времена всячески охранялось женское целомудрие, т.е. целостность тела и души (психики). От целомудрия женщины зависит здоровье ее потомства. Поэтому с малолетства девочку в крестьянской семье, готовя к будущему супружеству и материнству, воспитывают определенным образом. В основе этого воспитания - послушание, целомудрие, создание целостности личности в семье и в обществе. Высший идеал, образ материнства, к которому надо было стремиться, – Богоматерь. Одним из способов привить в детях послушание и кротость, был пост. Детей приучали к посту с раннего детства, как только заканчивалось грудное вскармливание.

В жизни крестьянина необычайно были важны обряды и таинства, освященные церковью: крещение, свадьба. Иметь детей в законом браке – была одна из основных целей создания семьи для крестьянина. Отсутствие детей рассматривали как тяжкое Божье наказание.

После рождения туго спеленутые крестьянские дети проводили в колыбели большую часть времени. Мама часто закрывала ("обволакивала") малыша своим платком. А над кроватью вместо полога вешали одежду мамы(рубаху, юбку), как символ ее самой. Выходит, что в крестьянских семьях, так же, как и у современных «осознанных» родителей было принято как бы "донашивать" малыша первые годы жизни, много носить на себе, не отпускать далеко от себя. Отрыв от матери происходил постепенно. Ребенок жил в дали от большого мира (младенцев было не принято показывать посторонним). Его мир был ограничен родным домом. Утроба матери, колыбель, родной дом – это вехи рождения человека, которое не оканчивается физическим рождением. Можно прийти к выводу, что у крестьянства были очень глубокие и тонкие познания духовной жизни мамы и малыша..

Мир крестьян был ограничен местом, где они жили и землей, которую они возделывали. Поэтому так важны были взаимоотношения людей в деревне, они были питательной средой для духовной жизни. Дети видели все, что происходит у них в семье и в деревне, активно участвовали во всех делах и событиях. Крестьянские дети работали в поле и выполняли другие поручения вместе со взрослыми, помогали домашним и соседям. У детей не было каких-то особых детских праздников,  веселились все вместе — и старшие, и младшие. Все это определенным образом влияло на развитие, воспитание детей, на их самоощущение как части большого целого - семьи и рода.

Игры взрослых с младенцами до года называются пестушками, потешками. Они были просты, но в тоже время учитывали психологию ребенка, его навыки и знания о мире. Это короткие песенки, их пели родители и при этом подбрасывали, качали ребенка на руке, приплясывали и притопывали. Малыши играли с игрушками, которые делал для них отец или старший брат. Это были, как правило, различного рода погремушки, ложки, трещетки. Они давались детям в руки, вешались на шею или привязывались к кроватке.

Девочки играли в куклы, в семью . Нянчили деток понарошку, украшали дом, готовили пищу, пряли, шили одежду, стирали, сажали огород и т.д. В таких играх ярко проявлялись характерные для каждой местности особенности хозяйственного и домашнего быта. Игры мальчиков были более агрессивные, часто командные и соревновательные. Эти игры были ориентированы на мужской стиль поведения и развивали физическую силу, смекалку, а также понимание чести и достоинства.

Детям прививалась  любовь к земле предков, матушке-земле, кормилице- "отчине", уважение и забота о родителях, старых и немощных. Воля и наказ отца были беспрекословным правилом. Вся мудрость крестьянского народа в половицах: “глупа та птица, которой свое гнездо не мило", "своя земля и в горести мила".

Ребенок воспитывался в любви к родине через советы родителей: уважай землю, дающую человеку жизнь: "Мать-сыра - земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает"; бережно относись к природе: "Природу не надо увечь, а надо беречь", "Природа - царю воевода"; люби людей, живущих с тобой рядом: "Доброе братство сильнее богатства"; защищай свою землю: " Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит", "Коли у поля стал, так бей наповал".

Дарья Хестонна

old id: 
1 896
old uid: 
3
old_path: 
vospitanie-detej-vzglyad-skvoz-dva-veka-prodolzhenie