Вы здесь

Воспитание детей: взгляд сквозь два столетия

Интересно проследить, как менялись принципы воспитания детей в России в последние два столетия.  Сначала рассмотрим как воспитывались дети дворян в XIX веке. Ведь русские дворяне давали своим отпрыскам всестороннее образование, много внимания уделялось изучению Библии, а также с малолетства детям прививались такие, сейчас редкие качества, как благородство, честность, чувство долга, любовь к родине. Отличительные черты дворян - хорошие манеры, уважение к старшим, эрудированность, знание нескольких иностранных языков. Как они этого достигали? Как воспитывали своих детей?

Сразу стоит заметить, представители богатого сословия отдавали своих детей сначала кормилицам и няням, а потом гувернанткам и гувернерам.  Дворянка нанимала кормилиц вместо того , чтобы самой кормить своих детей грудью. Хотя если проводить параллели с современностью, сейчас женщина также освобождает себя от кормления искусственными молочными смесями и часто мама выходит на работу буквально в первые месяцы и передает свое чадо няне или бабушке.

В XIX веке дети получали больше ласки, тепла и заботы от кормилиц, чем от родных родителей. Именно няни рассказывали сказки и пели колыбельные, тем самым передавая своим воспитанникам народные традиции, именно няни были самыми доверенными и любимыми людьми, им рассказывали о тайнах и душевных томлениях.

С наступлением школьного возраста к воспитанию подключались гувернантки, которых часто выписывали из-за границы. Было распространено отсылать детей на обучение в лицеи. Там они проводили большую часть времени с 8 до 16 лет, навещая родителей лишь по большим праздникам. Гувернантки и воспитатели часто были очень строги и требовали от детей полного подчинения.

В XIX веке были широко распространены физические наказания. Детей ставили на горох и пороли розгами. Это было в порядке вещей и было обычной практикой воспитания. Также не было современного понимания прав ребенка на свободу, счастливое и спокойное детство, безопасность, самовыражение. Ювенальная юстиция, защита прав детей - это плоды современного общества. А раньше ребенок был отчасти “недочеловеком”. Интересны воспоминания современников на эту тему. Сестра Пушкина пишет своему мужу: «Александр дает розги своему мальчику, которому только два года; он также тузит свою Машу (дочь), впрочем, он нежный отец». В своих воспоминаниях Наталья Гончарова пишет: «Пушкин был строгий отец, фаворитом его был сын, а с дочерью Машей, большой крикуньей, часто и прилежно употреблял розгу».

Весьма распространены были запреты, призванные воспитывать терпение и скромность. Из письма Пушкина: «Вот тебе анекдот о моем Сашке. Ему запрещают (не знаю зачем) просить, чего ему хочется. На днях говорит он своей тетке: Азя! дай мне чаю: я просить не буду».

А вот воспоминания Марины Цветаевой, хоть ее детство и пришлось уже на конец XIX века, но это очень показательный пример отношения к детям в те времена.

«Главное же – то, что я потом делала с собой всю жизнь – не давали потому, что очень хотелось. Как колбасы, на которую стоило нам только взглянуть, чтобы заведомо не получить. Права на просьбу в нашем доме не было. Даже на просьбу глаз. Никогда не забуду, впрочем, единственного – потому и не забыла! – небывалого случая просьбы моей четырехлетней сестры – матери, печатными буквами во весь лист рисовальной бумаги (рисовать – дозволялось). – Мама! Сухих плодов, пожаласта! – просьбы, безмолвно подсунутой ей под дверь запертого кабинета. Умиленная то ли орфографией, то ли карамзинским звучанием (сухие плоды), то ли точностью перевода с французского (fruits secs), а скорее всего не умиленная, а потрясенная неслыханностью дерзания – как-то сробевши – мать – „плоды“ – дала. И дала не только просительнице (любимице), но всем: нелюбимице – мне и лодырю-брату. Как сейчас помню: сухие груши. По половинке (половинки) на жаждущего…»

Хотя сейчас такие вещи кажутся дикостью, нам, современным родителям, вероятно, есть чему у поучиться у дворянских семей. Дворянство отличалось от других сословий русского общества своей отчетливой, выраженной направленностью на идеал.

При воспитании детей для родителей и воспитателей было важно отшлифовать личность ребенка по определенному образцу. Родители не старались специально раскрыть индивидуальность ребенка, как это часто делают современные родители.

«Дворянское воспитание» – это прежде всего традиции, которые дети впитывали в семье, это стиль жизни, образ мысли. Одной из основ дворянского мировоззрение было то, что человек должен исполнять особую миссию, данную свыше. Поэтому детям внушалось, что они должны быть образцом высоких нравственных и духовных качеств. “Кому много дано, с того много и спросится”. Таким образом, дети росли с осознанием своей исключительности и избранности. Но это осознание прививалось в сочетании с чувством ответственности. Чувство ответственности перед семьей, народом, родиной и Богом формировало совесть и чувство долга.

Для дворянского ребенка важным был не просто успех, признание, самореализация, как в наше время, а ориентация на идеал. Ребенку надо было быть смелым, честным, образованным, потому что он дворянин и должен быть именно таким. Сейчас же родители объясняют детям, что всё это важно, чтобы достичь успеха, славы, уважения, процветания.

У дворянских же детей почти всё уже было с рождения - богатство, положение в обществе, возможности для службы. Правило «служить верно» входило в кодекс дворянской чести и было нравственным законом. Чувство собственного достоинства четко разделяло службу Государю  и лакейское прислуживание.

В дворянский кодекс также входило понятие чести: береги платье снову, а честь смолоду, целомудрия и милосердия.

Дворянская честь была главной сословной добродетелью. В идеале честь должна была быть основным законом поведения дворянина, она была гораздо важнее, чем выгода, успех, безопасность и просто рассудительность.

Нарушить данное слово – для дворянина значило раз и навсегда загубить свою репутацию, потому поручительство под честное слово было абсолютно надежным. В этой обстановке повышенной требовательности и – одновременно – подчеркнутого доверия воспитывались дворянские дети.

Храбрость считалась неотъемлемым достоинством дворянина. Но храбрость и выносливость, которые требовались от ребенка, были почти  невозможны без соответствующей физической силы и ловкости.

Отличие тренировок и закаливание дворянских детей от современных занятий физкультурой в том, что физические упражнения и нагрузка должны были не просто укреплять здоровье, но способствовать формированию личности. Другими словами, физические испытания как бы приравнивались к нравственным, то есть любые трудности и удары судьбы нужно было переносить мужественно, не падая духом и не теряя собственного достоинства.

Продолжение следует.

Дарья Хестонна

old id: 
1 893
old uid: 
3
old_path: 
vospitanie-detej-vzglyad-skvoz-dva-stoletiya