Вы здесь

Вальдорфские детские сады

«Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам — это и есть нормальное состояние ребёнка» (Р. Штайнер, основатель вальдорфской педагогики).

Альтернатива обычным детским садам существует! Это, в том числе, вальдорфская система. Остановимся на ней поподробнее.

В вальдорфском садике вся обстановка - мебель, посуда, игрушки, сделаны из натуральных материалов. Камень, дерево, солома, глина - многое сделали сами дети и их родители. Дети играют в вальдорфские куклы - это сшитые вручную тряпичные  куклы без нарисованного лица. Считается, что такие куклы развивают воображение в отличие от тех, на которых  застыла вечная улыбка. Совсем нет пластмассы, цвета в интерьере тоже натуральные, природные. Считается, что это гармонизируют детишек.

Один из важных принципов вальдорфского садика (школы) -это близость к природе. Дети изучают ремесла, занимаются гончарным делом, лепят из глины посуду. Мальчики мастерят поделки из дерева, а девочки учатся шить и рукодельничать. Дети вместе с воспитательницей мелют муку, потом сами замешивают тесто и пекут собственный хлеб. Так дети естественно и радостно приобщаются к труду, наблюдают и участвуют в созидании.

Воспитатели здесь тоже особенные - сюда идут люди, которые разделяют все эти принципы. Воспитательница больше похожа на мать-хозяйку большого семейства, говорит тихо, поет вместе с детьми песни, готовит еду, занимается рукоделием. Женщины-воспитательницы всегда ходят в юбках, тем самым показывая пример женственности. Детей не принуждают заниматься чем-то определенным, просто показывают пример, занимаясь чем-то интересным, а дети вовлекаются сами.

В этом раскрывается еще один принцип вальдорфского воспитания - подражательная деятельность детей. Всем детям нравится играть во взрослых, готовить, строить. Но именно в вальдорфских садиках у малышей есть шанс делать все по-настоящему. Они помогают воспитательнице убираться, мыть посуду. Как и в семье, дети включены во всю деятельность группы. Это учит быть самостоятельными и ценить труд.

Обычно дети в вальдорфских группах очень дружные и сплоченные, они практически становятся одной семьей. И что еще приятно - родители тоже активно участвуют в жизни садика. Приходят на праздники, папы мастерят мебель, мамы шьют игрушки и костюмы. Все друг друга хорошо знают.

Ритм большого города, бешеная гонка взрослых, информационная агрессивная атака, телевизор, компьютер - всё это раскачивает нежную детскую психику. И некоторые дети от этого становятся дергаными, агрессивными и гиперактивными. Таким детям нужен спокойный размеренный режим, повторяемость, тихая обстановка, ручной труд и творчество.

Вальдорфская система основана на четком неспешном ритме. Воспитатели вместе с детьми живут по законам природы: вдох-выдох. Сосредоточились на каком то деле, потом расслабились - поиграли, побегали. Как времена года сменяют друг друга, так и жизнь вальдорфского садика меняет окраску. Ритм есть у дня (режим), у недели (каждому дню соответствуют свои занятия, игры, еда), у года (времена года и соответствующие праздники).

Вальдорофские воспитательницы-садовницы рассказывают детям сказки вслух, играют на музыкальных инструментах, устраивают театральные постановки. Причем все для этого дети мастерят сами - декорации и костюмы. Здесь принято вместе петь и водить хороводы.

Очень красочные праздники устраивают в вальдорфских садиках. Это тоже своего рода ритмичное чередование. Праздники обычно проводятся в духе народных традиций. Дети не готовят специальные выступления для показа. В праздниках на полных правах участвуют все – и малыши, и ребята постарше, и воспитатели, и родители – роль зрителей просто не предусмотрена. Самые яркие- осенний праздник сбора урожая и Праздник Фонариков, когда дети мастерят из бумаги фонарики, а потом вечером вместе с родителями устраивают шествие с фонариками в руках.

На праздник урожая принято всей группой печь пирог с капустой, каждый ребенок получает корзинку с дарами Осени и какую-нибудь особую игрушку, сделанную из желудей-шишечек или рябины. Холодным осенним вечером с горящими разноцветными фонариками детки с родителями направляются искать клад, который по легенде оставили добрые гномы (кстати, это замечательная профилактика страхов для детей 5-6 лет). Рождество - традиционный спектакль и праздничный пир. Масленица – самый запоминающийся и шумный праздник. В лесу на поляне жгут чучело зимы, водят хороводы, дети вместе с родителями пекут блины и всей дружной компанией их уплетают! На Пасху детки сами раскрашивают яички и готовят собственные маленькие куличики.

Интересно, что вальдорфские педагоги против всякого обучения в детском саду - даже азбуке и цифрам, обучение счету и чтению они считают лишним. Для детей важнее всего проживать свое детство полноценно: играть, фантазировать, делать все своими руками, использовать фантазию. А все остальное будет уже в школе.

Это может быть расценено родителями как недостаток, потому что придется самим учить ребенка писать и считать или искать преподавателя.

Еще один недостаток вальдорфской системы - от родителей действительно требуется большая вовлеченность в жизнь садика: надо мастерить поделки, готовить и проводить вместе с воспитателями праздники и выступления, заниматься украшением помещения. Просто сдать дитя в сад, а потом забрать не выйдет!

Вальдорофская педагогика уделяет большое внимание эстетическому воспитанию. Дети много рисуют, лепят, но при этом на рисовании им дают только три цвета - синий, красный и желтый, из которых они сами получают необходимые оттенки. В принципе, это основа цветовой палитры, но многим куда привычнее использовать уже готовые цвета.

То же самое с игрушками - дети играют в игрушки из желудей и шишек,  деревянные чурбачки, тряпичные и вязаные фигурки. Это развивает воображение, но в то же время ребенку приходится жить “двойной” жизнью, ведь дома и в своем дворе он наверняка будет играть в обычные, привычные нам готовые игрушки, машинки и куклы.

Споров и обсуждений вокруг вальдорфского подхода существует много. Только ваш ребенок и вы сами сможете определить насколько это вам подходит.

Стоить отметить, что эта система больше всех остальных ценит уникальную личность каждого ребенка, осознает ценность его беззаботного детства, наполненного игрой, творчеством и воображением.

Дарья Хестонна

old id: 
1 949
old uid: 
3
old_path: 
valdorfskie-detskie-sady