Вы здесь

Совместный сон или раздельный? Когда, как, почему

Педиатры и психологи не устают спорить по поводу преимуществ и недостатков совместного и раздельного сна, приводя всевозможные «за» и «против». Сколько специалистов, столько и точек зрения. Многочисленные исследования детского сна выдают противоречивые результаты, большинство которых можно использовать для аргументации каждой точки зрения. Так как же быть родителям? Согласиться на совместный сон с ребенком или настаивать на раздельном?

Давайте рассмотрим преимущества совместного сна родителей (или хотя бы мамы) с ребенком:

-ребенок спит спокойнее (это видно даже невооруженным взглядом: если малыш просыпается среди ночи, он слышит дыхание и биение сердца мамы, чувствует тепло рядом, и во многих случаях успокаивается самостоятельно и засыпает);

-родители спят спокойнее, как следствие, лучше высыпаются (нет необходимости даже сквозь сон прислушиваться к звукам из детской, проверять, хорошо ли дышит ребенок, не сползло ли с него одеяло);

-маме удобнее кормить грудью (не приходится ночью полностью просыпаться и вставать, идти в детскую комнату, успокаивать плачущего ребенка);

-совместный сон — это возможность продемонстрировать ребенку, что он ценен и дорог (особенно если в семье появился второй малыш, а старший ревнует), наладить  эмоциональный контакт (во время совместного сна, когда мама или папа обнимают малыша, у обоих в крови вырабатывается гормон окситоцин, так называемый гормон привязанности);

-ребенок гармоничнее развивается физически (согласно исследованиям психиатра Гарвардского университета Майкла Коммонза, у ребенка, который спит с родителями, нормализуется здоровье: стабилизируется сердечный ритм, дыхание, температура; педиатр Уильям Сирз утверждает, что дети, спящие совместно с родителями «расцветают», в частности лучше развиваются физически и быстрее прибавляют в весе).

Теперь перечислим недостатки совместного сна с ребенком:

-родители не высыпаются, особенно если кровать не широкая;

-отсутствует или сокращается интимная жизнь родителей;

-нарушаются ритуалы сна, режим — или дети засыпают позднее, или родители вынуждены ложиться раньше;

-у ребенка не вырабатывается полезный навык самостоятельного засыпания (впрочем, некоторые ученые-исследователи, например, педиатр Джей Гордон утверждает, что дети, спящие совместно с родителями, более самостоятельны и реже нуждаются в пустышках или сосании пальца).

Каковы преимущества раздельного сна?

-ребенок учится самостоятельно засыпать;

-у родителей больше свободного времени вечером;

-у родителей есть интимная жизнь и место, где они могут побыть только вдвоем;

-родителям проще наладить детский режим, особенно если детская кроватка в другой комнате.

Недостатки раздельного сна:

-беспокойный сон мамы;

-недостаток эмоционального и физического контакта, например, старший ребенок может почувствовать себя отвергнутым;

-неудобно ночью кормить грудью;

-чувство вины родителей, особенно в условиях все возрастающей пропаганды совместного сна.

Каждая семья решает вопрос о совместном или раздельном сне исходя из разнообразных аргументов и предпосылок — здоровья и особенностей темперамента ребенка, воспитания и установок родителей, наличия двоих и более детей и так далее.

Если же ребенок спит с родителями с рождения или младенчества, то когда лучше приучать его спать отдельно и нужно ли это вообще?

На этот счет существует ряд мнений, которые можно условно объединить в группы.

1 вариант:

Желательно вообще не приучать ребенка к совместному сну.

Возможно, истоки этого мнения находятся в книгах Бенджамина Спока или трудах советских педагогов, которые говорили о том, что можно избаловать ребенка, потакая его «прихотям». Однако эта теория сложно реализуется на практике: некоторые дети очень часто едят ночью, многие испытывают дискомфорт от прорезывания зубов или мучаются от колик — так или иначе ребенок оказывается в родительской кровати. В наше время у этой теории все меньше сторонников — их можно встретить среди старшего поколения: бабушек-дедушек, медицинских специалистов в возрасте.

2 вариант:

Приучать ребенка спать отдельно можно с 6-8 месяцев, когда он реже кушает ночью и начинает спокойнее спать.

Если ребенок во всех отношениях здоров и спокоен, не выражает серьезного протеста при попытках выделить ему отдельное спальное место, а родители устали и сильно не высыпаются, то можно попробовать отучить его спать с родителями. И все же нет смысла сильно настаивать, так как малыш согласится на перемены только, если будет к ним готов.

3 вариант:

Приучить ребенка спать отдельно проще для родителей и комфортнее для ребенка в возрасте 2-3 лет, когда он стремится к самостоятельности и подражает взрослым.

Именно в возрасте ребенка 2-3 года результат приучения к самостоятельному сну будет наиболее стабильным, так как малыш способен осознать преимущества своего «взрослого» состояния, и, возможно, ему самому удобнее будет спать отдельно от родителей.

Тем не менее, пока не существует исследований, безоговорочно утверждающих о вреде совместного или раздельного сна. Психологи и педиатры также не устанавливают верхней границы — старшего возраста, когда ребенок должен спать в своей кровати. Впрочем, появляется все больше исследований в пользу совместного сна с ребенком хотя бы на период грудного вскармливания. Психологи также рекомендуют укладывать ребенка спать отдельно в возрасте 4-5 лет, а с случае активного сопротивления проанализировать ситуацию в семье, взаимоотношения между родителями, возможные источники психологического дискомфорта ребенка.

Таким образом, решение о совместном или раздельном сне с родителями должно быть компромиссным: до тех пор, пока ребенок нуждается в родителях ночью, а самим родителям удобно (и физически, и психологически) спать с ребенком вместе, - пусть так и будет. Если не форсировать события, то интуитивно ребенок сам решит, что для него лучше. И если в семье здоровый психологический климат и атмосфера взаимной любви и уважения, если поощряются развитие и самостоятельность, то однажды ребенок сам захочет спать отдельно.

Елена Тимофеева

old id: 
1 960
old uid: 
3
old_path: 
sovmestnyj-son-ili-razdelnyj-kogda-kak-pochemu