Вы здесь

Новорожденный в семье. Мамины шпаргалки

Когда в семье рождается ребенок, у мамы появляются две главных заботы: как умудриться выспаться, и как дать ребенку все самое важное для развития. По поводу первого вопроса у каждой женщины есть свои собственные хитрости, а по поводу второго - имеется такое огромное количество информации, что попытки разобраться в этом океане советов и рекомендаций могут занять все время, которое неплохо было бы  потратить как раз на вожделенный мамин сон.

Наш автор – Ирина Семенихина - психолог по образованию и мама по жизни –собрала все самое важное и интересное и сделала «шпаргалки» по развитию малыша.

Этап первый.  «Новорожденность: время авансов».

Новорожденный малыш вроде бы совсем не обращает внимания на окружающий мир. Кажется, единственное, что его интересует – это вовремя и вкусно поесть и сладко поспать. Но на самом деле этот этап (впрочем, как и все остальные) имеет очень важное значение для развития интеллекта ребенка, навыков общения и самооценки.

Совсем не зря мама  разговаривает с новорожденным ребенком  так, будто он ее  уже понимает: именно благодаря этому «авансовому общению» малыш начинает ощущать себя и маму рядом. И его первая улыбка, обращенная к другому человеку – как раз результат маминых стараний.

Мама в это время, как правило,  чувствует себя практически единым целым с ребенком, она даже разговаривает особым образом: «Мы покушали, мы поспали». Это совершенно нормально,  и говорит вовсе не о том, что женщина чересчур погружена в материнство, а о том, что активно выстраивается так называемое «пра-мы»: особое пространство «мама и малыш», в котором ребенок и будет активно развиваться.

Кроме того, близость мамы, ее лицо, ласковые прикосновения и звуки голоса дают необходимые стимулы для зрения, слуха, множество тактильных  ощущений  – и за счет этого развивается мозг.

Итак, в период новорожденности (от рождения до первой «настоящей» улыбки) для гармоничного развития малыша маме важно:

- быть рядом;

- давать пищу анализаторам (брать малыша на руки, делать легкий массаж тельца, особенно ладошек, включать плавную музыку, греметь погремушками и колокольчиками, показывать разноцветные предметы и игрушки);

- предоставлять «авансы» (общаться так, будто ребенок УЖЕ  вас понимает);

- при всякой возможности – укладываться спать и стараться сохранять оптимистичное настроение. Малышу нужна веселая мама!

Этап второй.  «Младенчество: мама, эмоции и предметы»

С того момента, как ребенок начинает реагировать на общение мамы и  дарит ей свою первую улыбку, начинается новый этап - младенчество.

Самое главное дело для малыша на первых порах – это общение: улыбки, радостное  махание ручонками и призывное «гуление» (надо сказать, что мама в ответ делает практически все то же самое – и совершенно права).

И дело это очень важное:  благодаря такому обмену эмоциями ребенок начинает (конечно, пока еще неосознанно, на уровне ощущений) выделять из окружающего мира и маму, и себя. Это – основа будущей самооценки малыша и его познавательной активности.

Если этот этап по каким-то причинам упущен, ребенок задерживается на уровне такого, сугубо эмоционального, общения очень долго -  уже тогда, когда ему пора перейти к новой форме общения,  так называемой деловой.

Такое общение выходит на сцену примерно с четырех месяцев, когда  малыш начинает хватать предметы. И происходит это опять же благодаря тому, что мама, общаясь с ним, эти предметы активно использует.

Теперь общение с ребенка с мамой  касается не только эмоций (хотя это , разумеется, по-прежнему актуально), а еще и предметов. Мама его знакомит с ними, позволяет их трогать, слышать, рассматривать, облизывать,  и таким образом помогает мозгу малыша получить новые стимулы для развития. А, кроме того, способствует зарождению важного компонента будущей самооценки малыша: способности  действовать и оценивать свои возможности («что я могу?»). Кстати, самая частая причина  малышовых капризов  -  недостаток  «делового» общения.

Итак, в первый год жизни малыша маме необходимо:

- быть внимательней к рекомендациям невропатолога (если есть какие-то проблемы, лучше решить их как можно раньше);

- общаться с ребенком и на эмоциональном уровне, и по поводу действий с предметами;

- предоставлять малышу множество самых-самых разных предметов для обследования всеми  способами: разрешать лизать, кидать, стучать, рвать и мять все, что можно. В том числе не лишать возможности играть с мелкими предметами, закрепив их в целях  безопасности на прочном шнурке, и знакомить с красками и  цветным тестом;

- месяцев с семи-восьми активно привлекать внимание малыша к свойствам предметов и результатам его собственных  действий: полезны стучалки, пирамидки, вкладыши,   движущиеся и музыкальные игрушки.

Если в младенчестве все было благополучно, мама быстро откликалась на потребности малыша, а общения было предостаточно и эмоционального, и «делового», то у ребенка формируется  надежная привязанность и базовое доверие к миру, благодаря которым он будет активно и самостоятельно исследовать окружающий мир и  людей.

К годовалому возрасту  малыш уже выделяет себя, понимает, что маму  можно использовать в своих целях, и активно выражает свои желания жестами, мимикой и определенными звуками. Кроме того, он научился ходить, и это позволяет ему самостоятельно добираться до интересующих его вещиц.

old id: 
1 114
old uid: 
3
old_path: 
novorozhdennyj-v-seme-maminy-shpargalki