Вы здесь

Методики раннего развития: гении по Гленну Доману

Методики раннего развития: гении по Гленну Доману

Кто из не хочет, чтобы его его ребенок был самым умным и талантливым?! Ради этого мы готовы тратить любые деньги на репетиров и пробовать буквально все существующие методики раннего развития буквально на новорожденном младенце. Психолог Анна Карнаухова проанализировала теоретические и практические работы Гленна Домана (довольно популярные в нашей стране) и рассказала об их плюсах и минусах...

Метод Гленна Домана опирается на открытый и доказанный им в ходе исследований закон о том, что рост и развитие головного мозга полностью обусловлены его активной работой. Таким образом, чем интенсивнее будет нагрузка на мозг ребенка в первые годы жизни, тем лучше разовьется его интеллект впоследствии. Основываясь на этом положении, Гленн Доман разработал программы реабилитации для детей с тяжелыми поражениями нервной системы. Он пришел к выводу о мощном интеллектуальном потенциале, которым обладает каждый ребенок от рождения. И задачу родителей Доман видел  в том, чтобы помочь развить и реализовать этот потенциал. Основная идея метода Гленна Домана заключается в том, что, стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. Впоследствии эту методику стали применять и для обучения здоровых детей.

Как это работает?

Гленн Доман, разработал подробные методики обучения маленьких детей (буквально от 1-3 месяцев) чтению, математике, истории, естествознанию и другим дисциплинам. В течение дня родители должны показывать малышу карточки со словами или картинками. Так, при обучении чтению ребенку предъявляют карточки со словами, написанными большими красными буквами. Таким образом, методика основана на механическом запоминании слов, малыш «перескакивает» через буквенно-звуковой этап и учится читать сразу целые слова. Доман считает, что со временем на основании собственного опыта ребенок поймет законы, по которым письмо передает устную речь.

При обучении математике ребенку показывают карточки с изображенными на них кружками, озвучивая при этом их точное количество. У малыша развивается способность «на глаз» определять количество увиденных кружков без их подсчета. При обучении по этой методике ребенок хорошо представляет себе состав чисел и в дальнейшем достаточно легко осваивает математические действия.

При подаче общих энциклопедических знаний ребенку демонстрируют карточки с фотографиями, рисунками предметов, людей, животных и пр. Со временем программа усложняется, и про каждый объект сообщается все большее количество новых фактов.

Огромный «плюс»

- Доступность. Самым главным достоинством методики является то, что ребенок усваивает большой объем информации доступным для него способом. В конце концов, эксперименты и впрямь доказывают: чем младше малыш, тем легче он впитывает любые новые для него знания.

«Минусы»

-         Нет творческого начала. При всей занятности, методика Гленна Домана, к сожалению, не уделяет внимания творческому развитию ребенка. Дело в том, что в процессе обучения малышу отводится пассивная роль, его деятельность направлена исключительно на восприятие информации зрительным и слуховым каналами, что весьма ограничивает эмоциональное,  творческое и чувственное развитие ребенка.  Малыша нагружают фактами, но при этом не учат использовать полученные знания.

-         Отсутствие текстового мышления. Применение в обучении исключительно карточек приводит к тому, что у ребенка не формируется текстовое мышление: умение самостоятельно читать, слушать и анализировать текст, выделять главную информацию. Ведь известно, что для нормального развития речи и своевременного формирования таких функций, как интерпретации текста, малышу необходимо слушать как можно больше сказок, песен, стихов, причем они не всегда должны сопровождаться картинками, - так ребенок научится самостоятельно достраивать визуальный ряд к сюжету.

-         Сложность. Так же эта методика неудобна из-за своей трудоемкости. Она требует от родителей огромных временных затрат (постоянно делать новые карточки довольно сложно). По сути, весь день мама или папа должны заниматься лишь обучением ребенка.

-         Проблемы в общении. Доман сравнивает человеческий мозг с компьютером, наделенным огромным запасом памяти, который для успешной работы необходимо снабдить хорошей базой данных. Но следует учитывать тот факт, что живой ребенок все же отличается от машины, и для гармоничного развития ему нужен не только некоторый объем информации. Прежде всего, малышу необходимо научиться устанавливать эмоциональный контакт, строить отношения с другими детьми и взрослыми, отработать в ролевых играх различные житейские ситуации. А система Домана сужает картину мира ребенка рамками семьи. При столь интенсивных занятиях ребенку просто не остается времени на столь необходимое для его полноценного развития общение со сверстниками. Кроме того, Доман существенно  преуменьшает значение детских игр и игрушек, однако на самом деле спонтанная творческая игра абсолютно необходима детям для нормального интеллектуального и эмоционального развития. Как правило, большинство малышей активно протестует против занятий такого рода из-за их стереотипности и однообразия, так что родителям приходится искать другие способы обучения. Именно поэтому методику Домана целесообразно применять в сочетании с другими развивающими практиками и упражнениями, способствующими развитию творческого мышления.

О других методиках раннего развития читайте в следующих статьях.

Продолжение следует...

old id: 
325
old uid: 
4
old_path: 
metodiki-rannego-razvitiya-genii-po-glennu-domanu