Вы здесь

Как снова научиться играть

Когда наступают каникулы, и приветливые парки, дачи, деревни наполняются детскими голосами, мы, родители, уверены, что дети прекрасно развлекут себя и без нас. Но в какой-то момент они непременно подойдут к нам с кислыми физиономиями и вздохнут - "мама, папа, нам скучно! Чем нам заняться?" И как было бы здорово, если бы мы, родители, не растерялись в этот момент и не разозлились, что наше ничегонеделание прервали, а ответили бы: "А давай займемся…"

Танцуем, ползая

Даже самые маленькие дети нуждаются не только в родительской ласке, но и в первых играх, которые знакомят их с миром, развивают первые навыки. И, конечно, самые простые и любимые - это пальчиковые игры. Чем старше ребенок, тем сложнее они становятся: взрослый рассказывает стишки и прибаутки, главные герои которых – пальцы руки ("Маленький пальчик гулять пошел, друга верного себе нашел, встретил братишку, встретил сестренку, встретил крошечного котенка. Впятером хорошо в пути - помаши ручкой, пора идти!"  или "Этот пальчик в лес пошел, этот пальчик гриб нашел"… - стишков про пальчики видимо-невидимо, их можно придумать самим).

Самое важное, что получает малыш в играх с родными в возрасте до одного годика - это доверие к ним и ко всему вокруг. Иногда чисто инстинктивно мамы и папы подбрасывают малышей в воздух, раскручивают за руки, "роняют" их, держа за ноги, а ребята хохочут от счастья. Они так счастливы, потому что доверяют каждому родительскому движению. Совместные действия (например, покачивание, - не зря все с детства помнят игру "по кочкам, по кочкам, - в ямку - бух!") спасают мам от "топтания" между детской кроваткой и кухней. С детьми танцуют, вместе ползают, все популярней становятся танцевальные занятия для родителей и малышей. Конечно, речь не о вальсе (хотя почему бы и не покружить свое дитя в объятиях). Речь о методах танцевально-двигательной терапии, соединившей танец, игры и общение. Оказывается, это здорово - повторять за ребенком, который всего-то научился ползать, его движения. Не так уж это и просто! А движения, тем не менее, самые естественные. Удивительно, насколько мы, взрослые, далеко уходим от того, что умели сразу после рождения.

Самостоятельные притворюшки

Начиная с года, дети умеют не только пинать мячи, кидаться ими, водить хороводы, но и отлично учатся притопывать, кружиться, хлопать в ладоши, меняя ритм. Но все это не происходит само собой или по приказу "давай играть". Личный пример тут сработает скорее, чем роль ведущего. Поэтому, как бы ни казалось это странно ("что подумают обо мне, я же взрослый?!") - придется вовлечь себя в игру, "спустившись" на высоту детского роста, выучить множество детских стишков, соблюдать баланс сил в игре: тут вы партнеры. А уж когда ребенок строит пирамидку или что-то увлеченно рисует, пусть это будут его пирамидка и его рисунок. То, что у мамы и папы пирамидка выйдет сложнее, а рисунок понятнее, не делает их ребенка счастливее. А вот когда творение свое - другое дело.

Не пора ли в институт?

Игрой может стать все, что происходит вокруг, но постепенно между миром открытий и миром игр появляются различия. Некоторые теоретики воспитания называют возраст в полтора года стартовым для развивающих занятий: дети могут воспринять небывалые объемы информации, так что амбиции, связанные с этой особенностью, весьма велики - это и навыки счета и чтения, и логические задачи, - все, вплоть до игры в шахматы. И все это получается, если взрослый преподносит новые знания и умения в игровой форме. Но в семье цель игры состоит в том, чтобы сохранить тот неповторимый контакт, который заложен природой. Что до развития, то любая игра, даже самая простая, в возрасте от полутора до трех будет развивающей. Например, мини-пазл. Его легко сделать: какие-нибудь четкие и яркие картинки разрезаются на две части, перемешиваются, а потом из них нужно составить целые картинки заново. Если эта задача становится слишком простой, можно усложнить ее, разрезав картинки на три - четыре части. Еще одна - азартная, если за нее полагается приз, - игра: узнавать наощупь предметы в "волшебном мешочке". Хорошо бы положить в мешочек предметы, которые сильно отличаются друг от друга, чтобы их не перепутать. Есть игры на "узнавание" предметов: раздаются карточки с парными картинками, взрослый называет предмет на своей карточке, а дети ищут похожую у себя. И не пора ли сделать игры в песочнице увлекательным приключением? На песке можно оставлять следы, а потом пытаться по ним найти приз, зарытый в специальном месте. Если нет места для песочницы, можно устроить ее в неглубокой и широкой коробке, использовать не только песок, но и крупу. Рисование на песке и в старшем возрасте – игра, полезная для нервной системы.

Квест все сложнее

Чем старше дети, тем изобретательней приходится быть родителям, чтобы в игровое время показать себя с лучшей стороны. Конечно, если дети ходят в хороший детский садик, где воспитатели владеют методиками, любят свою работу, за день игр происходит более чем достаточно, и, может, вечером лучше просто пообщаться. Но вот приходит время отпуска, поездок. Хорошо, когда с погодой повезло. А если дождь и холод? Конечно, наиглавнейшим развлечением при неблагоприятной погоде было и остается кино, первенство которого забирает понемногу планшет. Но настанет момент, когда придется постараться: угадайки, квесты, загадки, фокусы, научные эксперименты, - возможностей полно. Часть увлекательных игр мы помним с детства, а часть - буквально валяются у нас под ногами. "Эта комната зеленая. Правда или ложь? У кота есть рога. Правда или ложь?" - эта игра может стать очень смешной, если задавать нелепые вопросы. Поговорить на тарабарском языке тоже весело. Войдя во вкус, можно даже понять друг друга как бы "без слов". Если народу много, есть игра в "цвета": две команды на разных берегах обмениваются игроками, которые носят синее, красное, желтое и так далее. Игры "опиши партнера", "закрой глаза и расскажи, что видел", "сыщик", “данетки” - все они учат вниманию и наблюдательности, за ними незаметно проходит время.

Если же погода отличная, можно организовать квест - поисковую операцию. Ищут, разумеется, "сокровище", так что неплохо заодно нарядиться в пиратов - нацепить какие-нибудь бороды, вымазаться углем. Тем временем взрослый оставляет  стрелки, условные знаки, подсказки, дает простые задания. Мы, взрослые, тоже любим такие игры, забываем обо всем на свете, как только разрешаем себе стать малышами. Так что любая, самая простая игра может стать настоящим счастьем.

Компьютер или..?

Чем старше они становятся, тем сложнее оторвать их от компьютера. Привычка носиться с утра до вечера уходит из наших дворов. Но родители по-прежнему остаются главной силой, дающей ребенку навыки, которые он, в свою очередь, передаст своим детям. Например, соорудить бумажного змея. Это развлечение сейчас крайне популярно не только у детей, но и у взрослых. Даже в городе можно найти место, где развернуться, а на пляже запустить бумажного змея нужно обязательно - этот летающий объект может стать самым ярким воспоминанием лета.

Даже когда дети учатся в школе не один год, их навыки общения не так уж сильны. Дело в том, что они все меньше времени проводят со сверстниками за пределами учебы, играя в "На золотом крыльце сидели", "Я садовником родился", "Колечко, колечко, выйди на крылечко", "Испорченный телефон". Если нет достаточно большой компании для таких игр, есть и другие, связанные с фантазией, принятием окружающих, поиском хороших черт друг в друге. Например, игра в "розовые очки": ведущий выдает каждому участнику игры такие очки, чтобы, смотря в них, все увидели в других только хорошее - даже то, что сразу и не заметишь. Или игра в "лети, лети, лепесток" - каждый, отрывая свой лепесток, делится своим желанием. В таких играх нет победителей, зато их участники учатся быть добрыми друг к другу.

Творцы и ученые

В последние годы появилось немало пособий для творческих и научных игр. Детям не нужна помощь взрослых, чтобы собрать образцы лишайников, вырастить в чашке Петри образцы плесени, рассмотреть их в микроскоп. При помощи специальных крепежей для строительства из картона могут получиться впечатляющие строения, к наборам прилагаются инструкции - как сделать картонного песика, картонный замок. Строение из картона, может, и не долговечно, зато оно может стать декорацией для игры, может стать любимой игрушкой (как собачка из коробок для обуви), займет ребенка надолго - главное снабдить его картонными коробками.

Самое сложное и увлекательное из детских развлечений, в которые вовлечены и взрослые, - это семейный театр. Игра в домашний театр до революции была традицией. Сейчас домашние театры возродились. В них главное - не уровень игры, а радость участия. Понемногу в домашнюю постановку включаются все члены семьи, так что приходится искать, кто бы стал зрителем. Да и нужны ли они? Сам процесс - от сценария до грима - очень захватывает. И тут главное - не добиваться уровня профессиональной сцены. Если же спектакль устраивается для малышни, а играют родители, папы нередко преображаются в злых колдунов, мамы играют капризных принцесс, а сюжет нередко меняется самым неожиданным образом (особенно если сказка очень хорошо всем знакома). Побеждает, конечно же, дружба. А воспоминания об этой дружбе остаются у наших детей до самой старости, и это лучшие воспоминания.

Ирина Лебедева

old id: 
1 864
old uid: 
3
old_path: 
kak-snova-nauchitsya-igrat