Вы здесь

"Рассеянный с улицы Бассейной": развиваем внимание ребенка

Как развить у ребенка внимание? Причины невнимательности и развивающие упражнения.

Чем ближе школа, тем больше нас волнует, как подготовить к ней ребенка, как найти самое дружелюбное окружение, профессиональных и чутких педагогов. Мы стремимся поместить наше чадо в наилучшие условия. Но часто ли мы задаемся вопросом: а готова ли школа и замечательные учителя к приему нашего маленького оболтуса? И тут на первый план выходят вопросы внимательности ребенка, его восприимчивости к новому, способности хорошо усваивать информацию и знания.

Очень часто родители жалуются на то, что ребенок как будто не слышит и не видит того, что должен усвоить и запомнить. Он пребывает в своем мире, и через пять минут не может воспроизвести то, что вы так старательно пытались в него вложить, читая книгу, объясняя какое-то понятие или показывая картинку. А ведь со временем эта проблема будет только усугубляться – в старших классах подростку придется перерабатывать очень много разнообразной, требующей предельного внимания информации!

Так можно ли развить у своего малыша внимание, не дожидаясь проблем в более старшем возрасте? Конечно, можно и нужно. Ведь внимание – это не врожденное качество, которое невозможно изменить. И лучше начать заниматься с малышом до школы – ведь у учителя младших классов, даже если он будет давать много заданий на внимание, не будет физической возможности уделить каждому ребенку достаточное количество индивидуального времени. Поэтому главными помощниками должны стать родители.

Быть внимательным – как это? Внимание - это четкая направленность сознания, умение сосредоточиться на одних объектах и не отлекаться при этом на другие. Вниманию свойственны концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение. При этом у ребенка может быть развито одно из этих свойств и отсутствовать другое. И для начала нужно понять, какие именно свойства страдают и нуждаются в коррекции. Вкратце расшифруем указанные свойства. Концентрация – это степень сосредоточенности на объекте; объем - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно; устойчивость - длительность сосредоточения внимания на объекте; распределение - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько видов деятельности; переключение - сознательный перенос внимания с одного объекта на другой. В зависимости от имеющейся проблемы нужно выбирать и метод ее решения, двигаясь потихоньку, не торопя и не ругая ребенка за неудачи. Так, если ребенок никак не может усвоить то, что ему объясняют, забывает прочитанное, отвлекается на другие занятия - налицо нарушение устойчивости внимания и произвольности. Начинать здесь нужно с малого, уча сосредотачиваться хотя бы на маленький отрезок времени (поначалу). Пять минут концентрации – потом следует расслабление. Постепенно время концентрации можно плавно увеличивать. А если ребенок, сделав одно задание, не может сразу начать делать другое - это особенность переключения внимания. Таким детям надо дать немного отдохнуть, прежде чем заниматься другим видом деятельности.

Почему ребенок может быть невнимательным?

1. У него имеется синдром дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью. Такие дети импульсивны, очень подвижны, рассредоточены, быстро и часто отвлекаются. Если до школы не начать корректировать это состояние, впоследствии оно только усугубится. Родителям таких детей нужно быть очень терпеливыми и последовательными.  Зачастую бывает полезно обратиться к психологу или дефектологу, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе. 

2. Хронические заболевания, болезненность ребенка. Дети со слабым здоровьем очень быстро утомляются. Такие дети нуждаются в соблюдении режима, укреплении защитных сил организма, дозировании нагрузок, отдыхе (может помочь дневной сон). При соблюдении всех этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, дети могут иметь весьма неплохое внимание.

3. Индивидуальные особенности нервной системы. Свойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: у детей с сильной и подвижной нервной системой более характерно устойчивое, хорошо распределяемое внимание. Детки со слабой нервной системой обычно отличаются и неважным вниманием. Зная основные особенности нервной системы ребенка, родители могут помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения и распределения.

4. Переутомление и перегрузки. Жизнь современного ребенка наполнена множеством обязанностей. Это посещение разнообразных кружков, секций, студий и пр. Иногда родители перебарщивают с количеством занятий, что приводит к утомлению, недосыпанию, стрессу. Разумеется, перегрузки приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.

5. Возрастные ограничения в развитии внимания. Внимание детей дошкольного и младшего школьного возраста может быть несовершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Вполне нормально, что внимание в этом возрасте имеет небольшой объем и неустойчиво. Еще не до конца созрели нейрофизиологические механизмы, обеспечивающие процессы внимания, контроль за выполнением деятельности. Ничего страшного в этом нет, и со временем навыки укрепятся. Но это не значит, что можно расслабиться: самое благоприятное время для развития внимания ребенка – возраст в районе 4-8 лет.

Приведем ряд достаточно эффективных упражнений, которые могут помочь развитию внимания у ребенка.

1. Срисовывание картинки по точкам. Можно задать картинку самостоятельно на листке в клеточку прямыми линиями (горизонтальными, вертикальными, наклонными), а ребенок должен рядом нарисовать такой же рисунок. Можно обводить точечный рисунок (сейчас много развивающих книг, в которых есть такие задания).Постепенно рисунок может усложняться, можно добавлять круги и т.п., но так, чтобы нарисовать все можно было бы, ориентируясь по точкам.

2. "Нарисуй узор" - графические диктанты (выполняются на листках в клеточку). Это упражнение развивает произвольность и устойчивость внимания. Продиктуйте начало повторяющегося элемента узора. Ребенок должен его нарисовать под диктовку, не отрывая карандаша от бумаги, и продолжить до конца строки. Например: одна клетка вниз - одна клетка вправо - одна клетка вверх - одна клетка вправо - одна клетка вниз - одна клетка вправо - одна клетка вверх. А еще можно нарисовать и раскрасить под диктовку любую фигуру.

3. "Зашифрованные цвета". Нарисованную карандашом картинку нужно разбить на сектора. Сектора подписать разными буквами (цифрами). Задача ребенка - раскрасить одним цветом сектора с одинаковыми буквами (цифрами), например, желтым - все сектора "А", зеленым - все сектора "В" и т.д. В результате должна получиться раскрашенная картинка. Это задание требует подготовки со стороны родителей. Можно начинать с рисунка птиц, бабочек, гномиков.

4. «Кто внимательный?» Читают текст. Дети должны понимать смысл и считать количество слов со звуком «А», например.

5. Бросать мяч, называя существительные. Ребенок, ловя мяч, называет подходящий по смыслу глагол и говорит свое существительное и т.д.

6. Игра в перепутанные действия. Если вы поднимаете руки вверх, ребенок — в стороны, если вы приседаете — ребенок подпрыгивает и т.д. Кстати, задания на развитие внимания часто встречаются в различных детских журналах, логопедических изданиях и другой детской литературе. Это лабиринты, рисунки с перепутанными линиями, нахождение отличий на картинках, вычеркивание в тексте определенных букв, решение головоломок и др. Не пренебрегайте ими - так вырабатывается сосредоточенность.

7. Посмотреть на предметы в течение секунды и потом назвать: сколько и какие предметы изображены? какие цифры изображены? в какую фигуру вписана та или иная цифра? (распределение внимания).

8. «Не собьюсь». Ведите счет до 30. Определенные числа (содержащие цифру 3, делящиеся на 3) называть нельзя. Вместо них — любое движение или слово (подпрыгнуть, сказать «не собьюсь»).

Работа по развитию внимания – одна из самых благодарных. Читайте ребенку книги, выполняйте вместе с ним простые и увлекательные упражнения, играйте в спортивные и интеллектуальные игры (шашки, шахматы). Если выполнять упражнения регулярно и быть терпеливым и любящим по отношению к малышу, результат скоро заметите и вы, и сам ребенок. А когда придет время школы, домашних заданий и контрольных – насколько всем будет легче от того, что в свое время вы проявили такое недюжинное терпение и настойчивость!